Как готовиться к ЕГЭ по истории
Выдающийся русский историк профессор В.О. Ключевский как-то сказал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».Эта максима работает не только в отношении стран и народов, но в отношении отдельных, самых обыкновенныхлюдей. Например, в случае с экзаменами «наказание» со стороны истории – невозможность поступить в ВУЗ, крах школьных надежд, разочарования, необходимость серьёзно менять жизненные планы и т.д. Словом, ситуация не из приятных. Поэтому, чтобы Вам не довелось быть «наказанным» её величеством историей, предлагаем Вашему вниманию несколько советов, посвящённых подготовке к Единому государственному экзамену по этому замечательному предмету.
1. Следите за событиями. Подпишитесь на полезные паблики в соцсетях, добавьте к себе в закладки сайты ФИПИ и Рособрнадзора, скачайте Демоверсию и Кодификатор по ЕГЭ по истории, регулярно отслеживайте новости и изменения. Составьте план-календарь и неотступно следуйте ему. Поддерживайте связь онлайн с людьми, которые тоже сдают историю, в свободное время общайтесь с ними, обсуждайте задания и решайте тесты.
2. Поймите, как устроены вопросы. В интернете есть массаразнообразных разборов, посвящённыхструктуре ЕГЭ по истории. Да, зачастую это довольно длинные и скучноватые видео, но освоить их надо. Однажды поняв, КАК именно устроены задания и ЧТО именно от Вас хотят экзаменаторы, Вы больше не будете возвращаться к методическим вопросам. Не пренебрегайте лайфхаками: они могут существенно упростить Вам жизнь и сэкономить кучу времени.Огонь и колесо придумали задолго до нас,а структуру ЕГЭ уже несколько лет разбирают сотни экспертов и энтузиастов.Почему бы не воздать им должное и не воспользоваться плодами их трудов?!
3. Стартуйте пораньше. История России – это более тысячи лет жизни мировой державы, вышедшей в VIIIвеке из дремучих восточноевропейских лесов и в ХХ веке ставшей одной из двух сверхдержав. Да, нам в некотором смысле «повезло» в том, что мы в отличие от китайских или индийских собратьев не учим историю за 4-6 тысяч лет, или, как французы, не осваиваем прошлое Древнего Рима и Франкской империи. Тем не менее, отечественная история изобилует датами, именами, терминами, процессами и явлениями. Чем раньше Вы начнёте осваивать всё это, тем лучше поймёте изучаемый материал.
4. Нарисуйте стрелу времени. На нескольких склеенных листах бумаги начертите длинную прямую полосу, на которой по векам (от VIII-IX до XXI) разнесите основные события отечественной историии времена правления князей/царей/императоров/генеральных секретарей.Для удобства такую штуку можно сделать на компьютере. Полезно также сделать «мини-стрелы» по каждому большому периоду истории России.При нехватке времени или избытке лени можно найти стрелу времени в недрах интернета.Но чем больше работы по поиску и оформлению материалов Вы будете делать сами, тем лучше и быстрее Вы его усвоите. Так что, желательно работать по формуле «Хочешь сделать хорошо – сделай сам!».
5. Разберитесь с периодизацией. Во-первых,зафиксируйте основные периоды отечественной истории: «Древняя Русь», «Средневековая Русь» (Московское государство в XIV-XVII вв.), «Имперский период», «Советская эпоха». Во-вторых, постройте/скачайте генеалогические древа Рюриковичей, Романовых, а также последовательность руководителей России/СССР в 1917-1991 гг. В-третьих, выпишите и оформите в виде таблицы (или опять же, найдите готовую) самых важных событий, разнесённых по периодам и правлениям.
6. Вспомните, как правильно считаются и записываются века. Банальность, но частенько трудности вызывают очень простые вещи. Напоминаем, что века ВСЕГДА записываются римскими цифрами, а тысячелетия и года - арабскими. Если Вы не помните, как выглядят римские цифры до 21 (XXI), то это нужно повторить/выучить. Век – это столетие, соответственно, к количеству сотен (обратите внимание, что их может быть больше десятка) добавляем единицу. Например, 1380 год – это 13 (тринадцать столетий)+1 = XIV (14й век).
7. Ведите исторический словарь. Выписывайте в отдельную тетрадь/файл все необходимые исторические понятия по периодам, постоянно повторяйте их. Знание терминов обязательно понадобится в 4-м вопросе, а также при написании сочинения.
8. Сформируйте пакет учебников. Делайте упор не на количество, а на качество учебных пособий. Классического сочетания справочника Баранова/Шевченко с учебником Орлова/Георгиева будет вполне достаточно. По каждому отдельному большому периоду можно использовать дополнительные пособия – например, для усвоения имперского периода очень хороша книга Анисимова, для овладения хитросплетениями советской политики часто используют работы Кацвы. Таким образом, 2 основных и 2-3 дополнительных пособия будет вполне достаточно.Также обязательно скачайте или купите атласы по всем эпохам. С атласом нужно работать регулярно: читаем учебник/конспекти параллельно находим информацию в атласе. Особенно актуально это при изучении войн и мирных договоров.
9. Овладейте тайной карт. Многих задания с картами ставят в тупик. Однако для успешной сдачи экзамена по истории освоить методику работы с историческими картами всё-таки придётся, поскольку в Части 1 картам посвящены сразу 4 вопроса (13-16). Необходимо научиться читать легенду карты: стороны света, ключевые географические объекты (реки, моря, озёра, города, горы), условные обозначения, характер событий отображённых на карте (война, поход/нашествие, условия мирного договора, освоение новых земель или экономическое районирование).
Огромную пользу принесёт раскрашивание контурных карт. Такой вид деятельности нужно чётко синхронизировать с изучением новых тем и работой с атласом и учебником.
10. Наглядность и ещё раз наглядность. К средствам наглядности относятся не только атласы и контурные карты, но и инфографика, разнообразные карточки, презентации, картинки, подборки произведений искусства, марок, медалей, монет, а порой даже толковые мемы и демотиваторы. Но, конечно же, самым лучшим средством наглядности при освоении исторического материала является видеоконтент. Такие документальные фильмы, как«Русские цари», «Романовы», циклы «1812», «Заграничный поход 1812-1815» и «Великая война», при подготовке просто незаменимы.
11. Ни дня без теста! В июле 1942 года в критической ситуации И.В. Сталин отдал Красной Армии знаменитый приказ №227 «Ни шагу назад!». Отдайтесебе свой 227й приказ «Ни дня без теста, ни недели без новой темы!» Не ждите, пока время и обстоятельства загонят Вас к Вашему условном Сталинграду. Учите теорию и нарешивайте тесты постоянно.
12. ВОВ. Великую Отечественную войну можно рассматривать параллельно, как особый период. А потом, при изучении советского периода, просто повторить. Но делать это стоит только в том случае, если В точно понимаете, что ВОВ была в середине ХХ века и ни за что не отнесёте её к другому периоду.
13. Тренируйтесь на текстах. Работа с текстом в ЕГЭ по истории занимает особое место. Текстам посвящены 2 вопроса из Части 1 и 3 вопроса из Части 2. Это немало. Для начала весь текст нужно прочесть целиком. Затем в нём следует выделить маркеры – своего рода слова-«маячки». Это имена, фамилии, названия географических объектов, годы, исторические термины. Кроме того, тексты сами по себе отличный источник исторической информации: прорабатывая их, Вы не только тренируетесь в решении задний ЕГЭ, но и постоянно узнаёте что-то новое.
14. Логика в истории. Одна из основных задач изучения истории– установление причинно-следственных связей между событиями.Учитесь видеть эти связи, они всегда есть. С одной стороны, это позволит грамотно разобраться с событиями из сочинения, а с другой, - наконец-то докажет Вам, что история – не набор бессвязных событий «давно минувших дней», а строгая и очень мудрёная логическая цепочка, которая и сегодня в той или иной степени влияет на нашу жизнь.
15. История без идеологии. Историю пишут люди. Даже самый объективный историк иногда не может скрыть своих симпатий и антипатий, политических или религиозных воззрений. Несмотря на это, старайтесь рассматривать ключевые проблемы российской истории с различных позиций, принимать разные точки зрения и оценки. Помните, Ваша основная задача овладеть массивом материалов по истории, а не сформировать отношение к тем или иным явлениями и процессам. История – это наука, а наука требует объективности.
16. Дискуссионность. Историческая наука невозможна без полемики. Знать разные точки зрения относительно одного и того же факта полезно. Для уяснения полярных мнений по основным вопросамотечественной истории хорошо подойдёт просмотр дискуссионных передач, разбор книг/статей людей, придерживающихся полярных взглядов. Такие сведения очень пригодятся в 24-м задании, где требует высказать минимум по 2 суждения в поддержку и опровержение какого-либо неоднозначного тезиса. Иногда один и тот же аргумент при грамотной перефрмулировке можно обозначить как категории «за», так и к позиции «против». Но для этого нужно иметь солидную историческую эрудицию и известную гибкость ума.
17. События всеобщей истории. Заданий, связанных со всеобщей историей, немного – всего 2 (1-е и 11-е). В Кодификаторе с сайта ФИПИ найдите список событий по всеобщей истории. Рассортируйте их по векам в виде таблице, где разные века раскрасьте в разные цвета. Ещё лучше составить синхронистическую таблицу с колонками «век», «событие всеобщей истории» (из Кодификатора), «событие отечественной истории» (здесь выбираем правления или наиболее значимые события). Сама работа над такими таблицами существенно расширит Ваши познания во всеобщей истории. При рассмотрении каждой новой темы нужно смотреть в таблицу и «увязывать» материал с тем, что в этот период происходило в мире.
18. Развивайте историческую эрудицию. Для этого необходимо составить список хороших художественных книг и фильмов по истории и постепенно осваивать их. В идеале читать книгу (слушать аудиокнигу) и смотреть фильм (ролик, сюжет, передачу) следует по той теме, которую сейчас проходите по теории. Так материал будет запоминаться намного лучше.Поверьте, изучать историю по произведениям искусства – одно удовольствие. Кроме того, Вы параллельно будете овладевать вопросами по культуре, которым в общем курсе уделяется совсем небольшое место.
19. К слову, о культуре... Особняком в ЕГЭ по истории стоят вопросы по культуре, которым посвящены последние три вопроса Части 1 (17-19). Два из этих вопроса – иллюстративные. Сама по себе иллюстрация даёт много ценной информации, особенно, если это марка, монета или медаль. Как и в случае с картой, важно научиться считывать ту информацию, которая дана на иллюстрации. Даты, вензеля, имена, лозунги и надписи, собственно, сами изображения могут многое подсказать. Их нужно внимательно анализировать и сопоставлять с заданным вопросом. Определённый набор памятников архитектуры, иконописи, живописи, а также портретов/фотографий известных исторических персон придётся выучить. Для этой цели отлично подойдёт специальные тематические сборники и практикумы по истории российской культуры.
20. Историческое сочинение. На раннем этапе подготовки (второй-третий месяц) желательно определится с периодом, по которому Вы собираетесь писать сочинение. С этой целью стоит иногда пролистывать учебник чуть дальше той темы, которую Вы учите на этой неделе.
На выбор даётся всего три периода – Древняя и Средневековая Русь (IX-XVII вв.), Императорская Россия (XVIII век-1917), Советский период (1917-1991). Каждый период имеет свои особенности. Так, в блоке «Древняя и Средневековая история Русь» иногда проблематично разыскать вторую личность из периода, то есть имеется проблема некоторого недостатка информации, а в «Имперском» и «Советском» блоках, наоборот, информации имеется с избытком, и экзаменуемому не всегда понятно, что стоит «отсечь» в сочинении.Как бы то и было, чем раньше Вы определитесь со «своим» периодом (блоком), тем луче. Далее следует отработка абсолютно всех тем по этому периоду. Возможно, не по одному кругу и в различных вариациях. Перебирайте события, прорабатывайте причинно-следственные связи, осваивайте термины, изучайте биографии известных деятелей и точки зрения историков по данному периоду.
Алгоритм написания исторического сочинения нужно знать назубок и довести до автоматизма. Очень хорошо прописывать одно-два сочинения в неделю (хотя бы вчерне), постоянно обновляя запас исторических знаний о событиях того или иного периода, его причинах и последствиях и роли личностей в этих событиях. Особое внимание уделяйте «второй» личности: как правило, почти везде в качестве одной персоны можно использовать правителя, а вот насчёт второй фигурымогут возникнуть вопросы. Помимо роли личности в событии не забывайте давать краткие биографические сведения о персонаже, становящим предметом Вашего повествования. Гугл, Википедия, биографические справочники и книги из серии «Жизнь замечательных людей» - Вам в помощь. Заранее по периодам можно подготовить связки исторических портретов известных личностей.
Используйте термины: для успешного написания сочинения нужно использовать не менее 2 исторических терминов, касающихся периода: давать развёрнутые определения понятиями желательно, но не обязательно, а вот вплести их в ткань текста требуется.
Если позволяет время, то стоит перестраховаться, и отработать сочинения не по одному, а по двум блокам (например, по «Имперскому» и «Советскому»). На реальном экзамене может возникнуть форс-мажор – по Вашему основному блоку попадётся «неудобная» тема, в таком случае, есть резон писать сочинений по запасному блоку.
21. Самый главный совет. Как видите, ЕГЭ по истории – сложное и ответственное мероприятие, требующее кропотливой предварительной подготовки: подборки карт, схем, таблиц, поиска иллюстративного материала и аргументов для сочинения. Безусловно, трудолюбие и соблюдение всех советов, приведенных выше, позволят достойно подготовиться и хорошо сдать ЕГЭ по предмету, но для полной уверенности в том, что всё получится, приходите к нам, в образовательный центр «Твоя школа», потому что ЕГЭ – это экзамен, #когда_результат_действительно_важен.
Автор: Александр Сбродов